Христианский фильм режиссера Мэла Гибсона «По соображениям совести» номинирован на 6 премий «Оскар»

24 января 2017 года Американская киноакадемия объявила номинантов ежегодной премии «Оскар». Среди претендентов на престижную награду — фильм Мела Гибсона о силе веры «По соображениям совести».

Картина, в основе которой лежит история о солдате-христианине, представлена в шести категориях — «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль» (актёр Эндрю Гарфилд), «Лучший режиссёр», «Лучший монтаж», «Лучший монтаж звука», «Лучшее сведение звука».

Спустя 20 лет после выхода фильма «Храброе сердце» история военнослужащего, который не хотел убивать, но спас 75 товарищей, вновь принесла Гибсону номинацию «Лучший режиссёр».

Мэл Гибсон на съемочной площадке.
Мэл Гибсон на съемочной площадке.

Несколько фактов о фильме “По соображениям совести”

  • Несмотря на то, что большинство персонажей в картине американцы, только один американский актер был взят на роль – Винс Вон.
  • На Венецианском кинофестивале в сентябре 2016 года после показа картины публика в течение 10 минут аплодировала стоя.
  • Согласно статье в журнале Variety с момента зарождения идеи до начала производства картины прошло 14 лет.
  • Мило Гибсон, сын режиссера Мэла Гибсона, сыграл в фильме небольшую роль солдата.
  • Первый за десять лет фильм Мэла Гибсона в качестве режиссера со времен «Апокалипсиса» (2006).
  • Изначально планировалось, что музыку к фильму напишет Джеймс Хорнер, работавший с Мэлом Гибсоном на таких картинах как «Человек без лица» (1993), «Храброе сердце» (1995) и «Апокалипсис» (2006). После внезапной смерти Хорнера в июне 2015 года его место занял Джон Дебни (с которым Гибсон сотрудничал на картине «Страсти Христовы» (2004)). Однако написанная им партитура была отвергнута, и, в конечном счете, композитором фильма стал Руперт Грегсон-Уильямс.
  • Одна из причин, побудившая Мэла Гибсона взяться за проект, было то, что речь в нем шла о «настоящем» некостюмированном супергерое.
  • Гибсон заявил, что будь Дезмонд Досс жив сегодня, то режиссер хотел бы его видеть в кресле президента США.
  • На вопрос, сколько жизней он спас, Дезмонд Досс отвечал, что около 50. Однако, по словам участников событий, число спасенных им приближается к 100.
  • Первым отказником совести, удостоенным Медали Почета, стал сержант Элвин Йорк (изображенный Гэри Купером в картине «Сержант Йорк» (1941)). Однако главным отличием Йорка от Дезмонда Досса было то, что первый никогда не отказывался от ношения огнестрельного оружия.
  • Перед отъездом на курс молодого бойца Дезмонд получает от Дороти Библию с закладкой на Первой книге Царств, повествующей о Давиде и Голиафе. Между двумя этими историями можно проследить множество параллелей.

Сюжет фильма “По соображениям совести”

В сюжете ленты «По соображениям совести» лежит реальная история рядового Десмонда Досса, героя войны и первого отказника из-за религиозных взглядов. Будучи адвентистом седьмого дня, он отказывался носить оружие и убивать противников, из-за чего был определен в медкорпус. Став медиком, Досс эвакуировал раненых с линии огня, не боясь обстрела. Получив несколько серьёзных ранений, Досс вновь шёл под пули, разыскивая тех, кому нужна была помощь.

Трейлер фильма “По соображениям совести” на русском языке

Немного о режиссере Мэле Гибсоне и особенностях фильма “По соображениям совести”

Мэл Гибсон уже достиг определённых высот как в актёрском мастерстве, создавшим культовых персонажей, так и в режиссуре, представив однажды великолепную ленту о противостоянии шотландцев английскому королю под предводительством Уолласа, о мучениях Христа и опасных приключениях Лапы Ягуара в племенах майя. Некоторые из этих работ были не только номинированы, но и оказались лауреатами премии Киноакадемии в разных номинациях, поэтому спустя продолжительное время, так называемого режиссёрского молчания и после нескольких ролей в боевиках, новая лента Гибсона была заведомо ожидаема, на что так-же повлиял жанр военной драмы, качественных и достойных экземпляров которой в последнее время можно пересчитать по пальцам. В отличие от работ Роланда Эммериха и Рэндалла Уоллеса, где Гибсон играл главные роли, мстительно борясь за независимость или ожесточённо сражаясь с вьетнамцами, последний избрал более значимое событие в истории мировых войн, показав Вторую Мировую со стороны американских войск, упрямо атакующих неприступный японский остров Окинава, оставляя в своей истории одни из самых кровавых страниц. Лента «По соображениям совести», названная в нашем прокате более литературно и осмысленно, нежели оригинальное «Острый кряж» или что-то в этом роде, повествует о многочисленных попытках взять возвышенность Маэда, где вопреки шквальному огню противника, главному персонажу ленты предстояло стать настоящим героем.

 

На съемочной площадке

Основываясь на реальных событиях, постановщик избрал центром своей истории Десмонда Досса, ветерана войны, получившего несколько военных наград, включая Медаль Почёта, считающуюся на западе одной из самых высших отметок доблести, но его история привлекательна вовсе не тем, что он положил на полях боёв многочисленных противников, а тем, что будучи человеком сугубо воцерквлённым, стал своеобразной иконой, ни разу не взяв в руки оружие и не убив ни одного сражающегося на чужой стороне. Досс с детства активно принимал участие в церковной жизни в своём маленьком городке, был дьяконом, свято чтил и следовал законам и убеждениям Адвентистов седьмого дня, при этом не был излишне набожным и рос вполне нормальным человеком, что в красках показал Гибсон в первой половине ленты, не забыв дать полное представление о том, как главный герой относится к своему отцу и старшему брату, по агитации страны вознамерившемуся пополнить ряды военнослужащих.

Возможно, «По соображениям совести» слишком прямолинеен и наивен в представлении гражданской жизни Досса и его лучезарного знакомства с будущей женой Дороти, в солнечных и беззаботных днях купающихся до его отъезда в ряды добровольцев в след за братом, вопреки негативному отношению к этому отца, успевшего хлебнуть крови на своей войне. Лента будто заставляет привыкнуть к домашнему уюту, откладывая те самые заглавные моменты, дабы как можно ярче прочувствовать адский котёл войны, в который одним солдатам приходилось окунаться, защищая свою страну, разумеется на другом конце света, а другим, спасая жизни.

Мэл Гибсон с исполнителем главной роли - Эндрю Гарфилдом.
Мэл Гибсон с исполнителем главной роли – Эндрю Гарфилдом.

Режиссуре Мэла Гибсона нужно отдать заслуженную похвалу, поскольку лента разительно меняется в настроениях от начала до конца, предлагая перед мясорубкой на Маэде, вспомнить более ранние военные драмы, где есть эпизоды с тренировочными лагерями в которых обязательно найдутся такие плюющие слюной как сержант Хауэлл, отчитывающий всех и каждого на внезапных построениях и занятиях по военной подготовке.

«По соображениям совести» здесь не зацикливается на аллюзиях к фильмам Копполы или Стоуна, а уверенно ступает через почти шаблонные армейские шутки в сторону идеологических убеждений главного героя, следующего церковным заветам и одновременно нарушающего военные предписания. Гибсон очень тонко представляет конфликт «отказника по совести» и военной машины, предлагая раскрываться не только истинному характеру главного героя, но и с интересом следить как за сослуживцами, поначалу не понимающими и не принимающими Досса, так и за военным начальством, впавшим во временный ступор перед тем как позволить убеждённому пацифисту надеть каску с красным крестом. Сценарий ленты, над которым работал также и Эндрю Найт, приложивший усилия к первой режиссёрской постановке Рассела Кроу, значительно упрощает и несколько изменяет реальные события в которых участвовал Десмонд Досс, полностью исключая филиппинские операции и превращая битву за Окинаву в первое боевое крещение где хлипкий Досс самоотверженно несёт жизнь, на своих плечах спасая не один десяток солдат. Подобное допущение пошло лишь в пользу ленты, создав необходимый контраст и художественную выразительность для правильного представления многих кульминационных сцен.

Мэла Гибсона вовсе не стоит упрекать за излишний натурализм в демонстрации батальных сцен, поскольку подобное кино, жанр которого отошёл на вторые планы в современном кинематографе, продвигающего семейный рейтинг, совершенно не подразумевает какие-либо поблажки относительно представления военных действий, тем более когда это касается таких тесных и кровопролитных боёв на японском архипелаге. На возвышенностях Маэды, изрытой словно муравейник многочисленными ходами и укреплениями со стороны подготовленных японских солдат, разнокалиберный свинец остервенело рвёт на части мягкую человеческую плоть, не лишний раз доказывая хрупкость тела и мимолётность жизни на войне.

Стараниями оператора Саймона Даггана, «Hacksaw Ridge» возвращается к лучшим образцам жанра военной драмы с боевыми сценами, в своём смысловом содержании рассказывая не только о бессмысленности человеческого самоуничтожения, безропотном следовании приказам, порой ведущим на явную смерть, но и затрагивая темы нерушимых идеологических убеждений, которые не отступаются перед натиском военного ада, в чём убеждает пока лучшая роль Эндрю Гарфилда, изобразившего настоящего героя, достойно прошедшего войну и затем прожившего долгую жизнь.

В этом ему помогали не только Тереза Палмер и короткостриженый Люк Брейси, но и дерзкий Винс Вон, играющий не в полную силу Сэм Уортингтон и потрёпанный Хьюго Уивинг, создавшие хороший актёрский ансамбль в ленте, безусловно достойной наград и места рядом со своими жанровыми предшественниками.

Материал подготовил Владимир Багненко

Владимир БагненкоКоротко обо мне: Автор двух блогов (о текстах и Слова Ободрения), руководитель студии текстов “Слово”. Христианин, люблю жену. Верю в важность доброго и полезного слова в интернете и стараюсь создавать его. Давайте дружить в соцсетях: Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram