Блог со словами, которые ободряют.
Для тех, кого интересуют принципы, меняющие жизнь к лучшему. Основано на Слове Божьем. 

Узнай много нового о Священном Писании

Узнай много нового о Священном Писании


Введение в Пятикнижие. Часть 5

2977

Пятикнижие, по сути, это коллекция книг, состоящая из первых пяти книг ветхозаветного канона. Название такого сборника  и есть дословный перевод  с греческого слова «PentЈteucoj» – «Пять свитков».

 У еврейского народа Пятикнижие именуется  Торой, что в переводе на европейские языки означает «Закон». Но «Закон» не является точным значением слова  «Тора». Оно имеет немного другую семантику. Обозначает оно  «наставление, поучение» (термину «закон» в еврейском языке соответствует слово «дат»; Есф 1:13).

Введение в Пятикнижие

Каждая книга  представляет собой отдельное государство, но при этом все они составляют определенный союз. И красной нитью в них проложены богословские темами.

Задача №1: Сотворить мир.

Задача №1:
Сотворить мир.

Структура повествования Пятикнижия: Творение — Падение — Обетование; Завет — Испытание — Исполнение Обетования; Спасение народа — Грех народа — Исполнение Обетования, или путь, ведущий от Адама к Ною, от Ноя к Аврааму, от Авраама к Моисею).

Такая структура может послужить основой для написание хорошей драмы.

В Пятикнижие Моисея входят следующие книги:

1)     Бытие;

включает Пролог (в нем идет речь о создании мира и человека) и сказания о патриархах;

2)     Исход;

книга, посвященная освобождению народа Божьего от рабства под предводительством Моисея;

3)     Левит;

богослужебный устав ветхозаветной Церкви;

4)     Числа;

книга описывает странствия израильтян в Синайской пустыне и начало их проникновения в Ханаан;

5)     Второзаконие;

книга содержит предсмертные законы Моисея, которые были озвучены народу в восточной Палестине, и сам рассказ о смерти апостола.

Литературный характер

В этом сборнике существует некая игра различного рода жанров, которые ни в коем случае не нарушают содержательного и идейного единства книг. В Пятикнижии перекликаются разделы, написанные в сугубо летописной манере, и главы, наполненные драматизма и переживаний; перечни имен, народов, городов и стран стоят вместе с эпическими рассказами и гимнами.

Яркие элементы не нарушают целостности Библии

Яркие элементы не нарушают целостности Библии

Язык Пятикнижия  уходит в далекую глубокую древность; но наряду с архаизмами он имеет и много общего с классическим языком пророков-писателей (особенно Второзаконие).

В литературной ткани сборника можно выделить 8 главных жанровых типов.

а) Поэтические фрагменты и гимны

(Суд Божий, Быт 3:14-19; Песнь Ламеха, Быт 4:23-24; *Песнь Мариам, Исх 15 и др.).

б) Пророческие сказания в поэтической форме

(Благословение Иакова, Быт 49:1-27; слова Валаама, Числ 23:7 сл.; Песнь Моисея, Втор 32 и др.).

в) Законодательные разделы, увещания, религиозно-этически нормы, благословения и проклятия.

г) Богослужебные уставы

(Исх, Лев, Числ, Втор).

д) Генеалогии  и сходные с ними географические и этнографические перечни (напр., Быт 5:1-32). Эти разделы – каркас повествования. Они подчеркивают историзм Пятикнижия.

е) Историко-символические сказания, раскрывающие  суть древнейшей истории, или  метаисторию  начала человечества.

ж) Эпические сказания о патриархах, Исходе и переселении в Ханаан, в которых прошлое зачастую дается через повествование священной легенды.

з) Назидательные сказания, близкие по духу к писаниям мудрецов.

Происхождение Пятикнижия Моисея

Традиционно, Пятикнижие или Тора в узком смысле, представляет собой единый документ Божественного откровения, полностью записанного самим Моисеем. Исключением являются последние восемь стихов Второзакония (где рассказывается о смерти Моисея), относительно которых существуют несколько мнений: первое — и эти стихи также были продиктованы Богом и записаны Моисеем; второе — они были дописаны Иисусом Навином.

z009-650x487

В Чис.12:6—8 говорится о том, что способ, каким Бог общался с Моисеем, отличается от остальных, какими все другие пророки получали  откровение: других пророков в эти моменты покидали реальные человеческие чувства, и только Моисею откровение было дано, когда он находился в полном сознании,

«устами к устам… и явно, а не в гаданиях…»; более того, «и говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим».

По мнению исследователей, Второзаконие отождествляется с «Книгой Торы», найденной в Иерусалимском храме в 622 году до н. э. в царствование Иосии, что описано в 4Цар. 22.

 Традиционный иудаизм отвергает историко-критический подход к Пятикнижию и научно-филологический анализ текста. Масоретский текст принимается за чистую монету Пятикнижия

Специальная коллегия, состоявшая на храмовом содержании, периодически проверяла текст. С великим прилежанием к своему делу последующие поколения переписчиков заботились о точном воспроизведении оригинала. Во избежание возможных ошибок при копировании текста были разработаны детальные правила для переписчика (Софрим). Исследование библейских текстов, обнаруженных среди содержания свитков Мёртвого моря, которые на тысячу лет старше стандартного масоретского текста, подтвердило его аккуратность и показало неправомерность многочисленных «поправок», предложенных за последние два века.

Учёные-библеисты рассматривают Пятикнижие как результат ряда редакций с использованием различных литературных источников.

Вопрос о жизни пророка Моисея 

Лишь немногие исследователи (напр., Штаде, Н.М.Никольский) считали личность Моисея мифической. Большинство же признавали его историчность и выдающуюся роль.

М.Шагал "Моисей"

М.Шагал “Моисей”

 «Не вызывает сомнения, — пишет Брайт (1981), — что он был таким, каким его описывает Библия, великим основателем веры Израилевой. Любые попытки снизить его значение являются в высшей степени субъективными. Исход и Синайские события требуют для себя прочной основы, великой личности. А вера, столь уникальная, как вера Израилева, подобно христианству и исламу, бесспорно, требует, чтобы у нее был основатель».

В Пятикнижие нет точных дат и указаний на современных Моисею исторических деятелей (егип. цари названы просто «фараонами»).

Хронология, которую можно вывести из самого текста Библии, опирается на дату в 3 Цар 6:1, где сказано, что Храм начали строить через 480 лет после исхода. А поскольку Соломон приступил к сооружению Храма ок. 968 г., то время жизни Моисея следует отнести к середине XV в. до Р.Х.

Но здесь имеется серьезное хронологическое возражение. В Исх 1:11 говорится, что угнетенные израильтяне строили для фараона г.Рамсес; между тем в XV в. этот город еще находился в руинах и не носил имени Рамсес. Возродил его фараон Рамсес II (ок. 1290-1224). Поэтому библеисты рассматривают цифру 480 как символическое число. Найденная Петри стела фараона Мернептаха поставила новые вопросы. Она датируется ок. 1220 г. и упоминает об Израиле как племени, живущем уже в Ханаане (или на границе его).

В настоящее время существует три варианта решения проблемы:

1) Мернептах имел в виду израильтян, которые покинули Египет еще до Моисея;

2) в стеле отображены события, связанные с исходом (Рамсес — фараон-угнетатель, а его сын Мернептах — фараон исхода);

3) исход произошел при Рамсесе II, а стела указывает на появление израильтян в Палестине.

Последняя точка зрения была детально обоснована Олбрайтом (1938), хотя впервые была высказана Струве, который считал, что стела имеет в виду Израиль до переселения в Египет.

 Вывод

Из всего вышеупомянутого можно сделать заключение, что Пятикнижие  – это история происхождение израильского народа, которая переплетается с заповедями Божьими, которые, в свою очередь, определили весь последующий уклад жизни.

Можно с точностью сказать, что Пятикнижие (Тора) является плодородной почвой для Ветхого Завета. Оно повествует о мудрости и благости Господа, который призывает к себе только избранных людей и открывает им истины жизни. При этом рассказывая о прекрасном будущем.

Попробуйте и вы открыть свое сердце для Бога. Поверить в Него. Потому что Творец открыт для вас всегда.

Серия статей “Открывая Священное Писание”:

  1. Изучение Библии, Нового и Ветхого Завета. Зачем? В конце бонус – можно скачать Библию в электронном формате. Часть 1.  Как и зачем читать Библию каждый день? (В конце статьи можно скачать подарок – 7 планов чтения Библии на год). Часть 2.
  2. История создания Библии. Мир Ветхого Завета. Часть 3
  3. История создания канона Нового Завета. Часть 4
  4. Введение в Пятикнижие. Часть 5
  5. Книга Бытия. Часть 6
  6. Новое видение на Святое Евангелие от Матфея. Часть 7
  7. Библия. Ветхий Завет. Толкование Книги “Исход”. Часть 8
  8. Новый Завет. Евангелие от Марка. Часть 9
  9. Ветхий Завет. Книга Левит. Толкование. Часть 10.
  10. Толкование святого Евангелие от Луки. Часть 11.
  11. Новый Завет. Книга Деяния Святых Апостолов. Толкование. Часть 12.
  12. Библия. Ветхий Завет. Книга Иисуса Навина. Часть 13
  13. Новый Завет. Послание Апостола Иакова. Толкование. Часть 14
  14. Первое послание Апостола Петра: толкование и история написания. Часть 15
  15. Библия. Ветхий Завет. Книга Судей Израилевых. Толкование. Часть 16
  16. Библия. Новый Завет. Второе послание апостола Петра. Толкование.
  17. Библия. Ветхий Завет. Книга Руфь.
  18. Библия. Ветхий Завет. Книга Иова.

Подпишись, получай свежее ободрение прямо на свой почтовый ящик