Новый Завет. Послание Апостола Иакова. Толкование. Часть 14

Это захватывающее послание написано для того, чтобы научить и ободрить,  оно говорит о практической святости и призывает христиан к действующей вере.

Соборное Послание Иакова, как и послания Петра, Иоанна и Иуды, адресовано не какой-то конкретной церкви или личности, а всем верующим вообще. Оно дополняет учение Павла, изложенное им в его посланиях. Основная тема посланий Павла – вера, Иаков делает акцент на поведении христианина, Петр – на надежде, Иоанн – на любви, Иуда – на чистоте.

Автор Послания Иакова

Новый Завет говорит нам о четырех последователях Христа, живших в Его время, которые носили имя Иаков:

  1.  сын Зеведея и брат Иоанна (Мар. 1:19),
  2.  сын Алфея (Мар. 3:18),
  3.  отец Иуды (не Искариота; Лук. 6:16),
  4.  брат Господень (Гал. 1:19).

Книга, известная как Соборное Послание Иакова, по-видимому, написана кем-то из них.

Кто из 4-х Иоаков стал автором Послания?
Кто из 4-х Иаковов стал автором Послания?

Иаков, сын Зеведея, не мог быть его автором, поскольку он был убит до того, как это послание было написано (Деян. 12:2). Вряд ли мог написать его и малоизвестный Иаков, сын Алфеев. Иаков, отец Иуды, также не пользовался среди первых христиан особой известностью. Трудно поэтому предполагать, что послание написано им.

Остается предположить, что послание было написано Иаковом, братом Иисуса, который стал видным руководителем Иерусалимской церкви. Хотя Иаков рос вместе с Иисусом в одной семье, он, по всей видимости, не верил в Него до Его воскресения из мертвых – судя по словам евангелиста Иоанна:

“Ибо и братья Его не веровали в Него” (Иоан. 7:5).

Встреча с воскресшим Христом вселила в Иакова спасительную веру, и об этом пишет Павел: “потом явился Иакову, также всем апостолам” (1-Кор. 15:7). Апостол Павел, отметил тот факт, что Иакова, Петра и Иоанна почитали “столпами церкви” (Гал. 2:9).

Итак, скорее всего данное послание написано Иаковом – братом Иисуса по плоти. Да и такие видные раннехристианские деятели, как Ориген, Кирилл Иерусалимский, Афанасий, Августин и многие другие придерживались именно этой точки зрения.

Кому адресовано.

Иаков пишет, что его послание адресовано “двенадцати коленам, находящимся в рассеянии” (Иак. 1:1). Привкус иудаизма явно присущ ему. По своему авторитетному тону послание схоже с пророческими книгами, а по стилю своему и красоте – похоже на книгу Псалмов.

Несмотря на то, что некоторые богословы считают, что выражение “двенадцати коленам, находящимся в рассеянии”, нужно понимать в переносном смысле, как “языческой церкви, рассеянной по всей Римской империи”, оказывается, что правильнее понимать эти слова буквально. Послание действительно обращено к еврейской аудитории. Хотя оно написано на безукоризненном греческом языке, в нем ощутимо присутствует чисто еврейская символика.

По всей видимости, апостол Петр писал евреям-христианам, жившим на Западе (1-Пет. 1:1), а Иаков – евреям-христианам, жившим на Востоке, в Вавилоне и Месопотамии.

Послание было для всех христиан, которые жили в разных странах планеты
Послание было для всех христиан, которые жили в разных странах планеты

Интересно отметить, что в некоторых ранних собраниях Священных Книг, дошедших до нашего времени, послания Иакова нет. Впрочем, в самое раннее из этих собраний, которое известно под названием “мураторийского” и относится ко второму веку нашей эры, не включены не только Послание Иакова, но и Послание к Евреям, а также Послания Петра. Послание Иакова стали постоянно включать в канон Священных Книг только с 4 столетия.

Послание Иакова одновременно похоже на письмо и на лекцию. Оно начинается обычным для письма приветствием, но в нем нет личного обращения, присущего письму, как нет и заключительного благословения, тоже характерного для христианских церквей. По-видимому, оно было задумано не как послание, а как публичная проповедь, которую должны были читать в церквах. Оно выдержано в явно авторитетном, хотя и не в диктаторском тоне. В 108 стихах текста содержится 54 повеления, т. е. призыв к действию приходится в среднем на каждый второй стих!

Стиль речи энергичный и живой, глубокие мысли передаются ясными, хорошо продуманными словами. Предложения просты, понятны и коротки. В послании много метафор и поэтических сравнений. Вероятно, в нем больше речевых образов, аналогий и сравнений, взятых из жизни природы, чем во всех посланиях Павла. В этой небольшой книге много места отведено увещеваниям, риторическим вопросам и примерам из повседневной жизни.

Поразительного литературного эффекта достигает Иаков, соединяя между собой предложения и отдельные части их посредством повторения главного по смыслу слова или употреблением другого тождественного ему. Например: один стих оканчивается словосочетанием и им же начинается следующий стих той же главы. В 4 стихе 1-й главы: “без всякого недостатка” а в 5 стихе: “если же у кого не достает”; в 5 стихе: “да просит”, а в 6 стихе: “но да просит с верою”; в 6 стихе: “ни мало не сомневаясь”, а во второй половине этого же стиха: “потому что сомневающийся”

Помимо необычного новаторского стиля, Иаков прибегает ко множеству ссылок на Священные Писания Ветхого Завета. У него есть прямые ссылки на Авраама, Раав, Иова, Илию и на Десять заповедей, а кроме того, намеки из книг Ветхого Завета, начиная от (Бытия до Второзакония, Иисуса Навина, 3-Царств, Псалтири, Притчей, Екклесиаста, Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и семи из 12 малых пророков).

Ветхий Завет - основа основ
Ветхий Завет – основа основ

Учение Иакова несет на себе следы прямого влияния Иоанна Крестителя.   Вполне возможно, что Иаков так же, как Петр, Иоанн и Андрей, сам слушал в свое время проповеди Иоанна Крестителя. Удивительный параллелизм прослеживается также между посланием Иакова и Нагорной проповедью Христа, записанной в Евангелии от Матфея 5-7. Иаков не повторяет слов Христа, но анализирует их и доносит до своих слушателей учение Христа во всей его глубине.

Благодаря присущим его языку выразительности, краткости и строгой простоте, Иаков создал поистине литературный шедевр. Послание прекрасно по форме и глубоко впечатляет своим содержанием.

Применение

Назначением этого выдающегося послания было призвать первых верующих к достижению духовного роста и к проявлению святости в жизни. Послание затрагивает практическую сторону христианской жизни, и в меньшей степени – христианское учение. Иаков поясняет своим читателям, как практически могут они достигнуть духовной зрелости посредством личной стойкости и самоотверженного служения, будучи воздержанны на язык, смиренны и жертвенны. Иаков касается всех сторон христианской жизни: каким христианин должен быть, как ему поступать, говорить и чувствовать, к чему стремиться.

Цель написания

Некоторые думают, что это послание было написано в ответ на крайности в интерпретациях учения Павла о вере. Эта позиция, называемая антиномизм, гласила, что через веру во Христа человек полностью освобождается от ветхозаветного закона, законничества, светских законов и любых нравственных порядков общества. Послание Иакова направлено на евреев-христиан, рассеявшихся среди всех народов.

Мартин Лютер, ненавидевший это послание и называвший его «соломенным посланием», не смог понять, что учение Иакова о делах дополняло, но не противоречило  учению Павла о вере. В то время как учения Павла сосредотачивались на нашем оправдании Богом, учение Иакова делало ударение на делах, иллюстрировавших это оправдание. Иаков писал для евреев, чтобы побудить их продолжать расти в этой новой христианской вере. Он подчеркивает, что хорошие поступки свойственны тем, кто наполнен Духом, и выразил сомнение в том, может ли кто-то иметь спасительную веру, если плодов Духа, описанных Павлом в Послании Галатам 5:22–23, не заметно.

Вывод

В послании Иакова мы видим призыв верным последователям Иисуса Христа быть не просто «слушателями», но «исполнителями Слова». Хотя это, несомненно, требует роста знаний о Слове, Иаков призывает нас не останавливаться на достигнутом. Многие христиане находят это послание сложным, так как Иаков во всего лишь 108 стихах излагает 60 обязательств. Он сосредотачивается на истинах слов Иисуса в Нагорной проповеди и побуждает нас действовать в соответствии с Его учением.

Послание также опровергает идею, что человек может стать христианином, но продолжать жить в грехе, не показывая плод праведности. Такую «веру» – заявляет Иаков – имеют и бесы, которые «верят и трепещут» (Иакова 2:19). Однако она не может спасти, так как не подтверждена делами, которые всегда сопровождают истинную спасительную веру (Ефесянам 2:10). Добрые дела являются не причиной спасения, но его результатом.

Серия статей “Открывая Священное Писание”:

  1. Изучение Библии, Нового и Ветхого Завета. Зачем? В конце бонус – можно скачать Библию в электронном формате. Часть 1.  Как и зачем читать Библию каждый день? (В конце статьи можно скачать подарок – 7 планов чтения Библии на год). Часть 2.
  2. История создания Библии. Мир Ветхого Завета. Часть 3
  3. История создания канона Нового Завета. Часть 4
  4. Введение в Пятикнижие. Часть 5
  5. Книга Бытия. Часть 6
  6. Новое видение на Святое Евангелие от Матфея. Часть 7
  7. Библия. Ветхий Завет. Толкование Книги “Исход”. Часть 8
  8. Новый Завет. Евангелие от Марка. Часть 9
  9. Ветхий Завет. Книга Левит. Толкование. Часть 10.
  10. Толкование святого Евангелие от Луки. Часть 11.
  11. Новый Завет. Книга Деяния Святых Апостолов. Толкование. Часть 12.
  12. Библия. Ветхий Завет. Книга Иисуса Навина. Часть 13
  13. Новый Завет. Послание Апостола Иакова. Толкование. Часть 14
  14. Первое послание Апостола Петра: толкование и история написания. Часть 15
  15. Библия. Ветхий Завет. Книга Судей Израилевых. Толкование. Часть 16
  16. Библия. Новый Завет. Второе послание апостола Петра. Толкование.
  17. Библия. Ветхий Завет. Книга Руфь.
  18. Библия. Ветхий Завет. Книга Иова.