Новый Завет. Евангелие от Марка. Часть 9

Здравствуйте, друзья.

Как ни странно, но мы с вами продолжаем чудесную серию статей “Открывая Священное Писание“. Она нацелена на то, чтобы расширить границы читающей Библию аудитории. А также рассмотреть каждую книгу с немного научной точки зрения.

Сегодня у нас “гвоздь программы” – вторая книга Нового Завета, Евангелие от Марка.

Приятного прочтения.

Мастерство написания

Автором второй книги Нового Завета был сподвижник апостола Павла, Марк. Именно от Павла Марк узнал о жизни Иисуса, об его учении. Скомпоновав это все, он изложил в письменной форме.

Евангелист Марк
Евангелист Марк

Общепризнанный факт, что Марк – это Иоанн Марк из Нового Завета (Деяния 12:12). Его мать была богатой и видной христианской в иерусалимской церкви и, вероятно, церковь собиралась в ее доме. Марк присоединился к Павлу и Варнаве в их первом миссионерском путешествии, но не во втором – из-за сильных разногласий между двумя мужами (Деяния 15:37–38). Тем не менее, ближе к концу жизни Павел призвал Марка быть с ним (2 Тимофею 4:11).

Дата написания текста Евангелия от Марка

Ученые считают, что Евангелие от Марка было одной из первых книг, написанных в Новом Завете в 57–59 гг. н.э.

Цель написания: учитывая тот факт, что  Матфей писал, в первую очередь, своим еврейским собратьям, Евангелие от Марка, очевидно, было адресовано римским верующим, а именно, язычникам. Марк писал как пастор христианам, которые ранее слышали и поверили Евангелию (Римлянам 1:8). Он хотел, чтобы они имели биографический очерк об Иисусе Христе как Спасителе мира, чтоб укрепить их веру и научить, что значить быть праведниками.

Ключевые места в Святом Евангелии от Марка:

Самый сок Книги
Самый сок Книги

Марка 1:11: «И с неба раздался голос: “Ты – Мой любимый Сын, в Тебе Моя отрада”».

Марка 1:17: «Иисус сказал им: “Идите за Мной! Я сделаю вас ловцами людей”».

Марка 10:14–15: «Иисус, увидев это, возмутился и сказал им: “Пусть дети приходят ко Мне, не мешайте им. Ведь Царство Бога принадлежит таким, как они.?Верно вам говорю, кто не примет Царства Бога, как ребенок, тот не войдет туда”».

Марка 10:45: «Ведь и Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, а чтобы служить и отдать Свою жизнь как выкуп за множество жизней».

Марка 12:33: «”Любить Его всем сердцем, всеми помыслами и всеми своими силами” и “любить ближнего, как самого себя” важнее всех всесожжений и жертв».

Марка 16:6: «Не пугайтесь! – сказал он им. – Вы ищете Иисуса Назарянина, распятого. Он воскрес, Его здесь нет. Вот место, куда Его положили”.

Марка 16:15: «Он сказал им: “Идите по всему свету и возвестите Радостную Весть всем людям!”»

Токование Евангелия от Марка

Толкование Евангелие должно быть верным.
Толкование Евангелие должно быть верным.

 

Это Евангелие является самым уникальным, поскольку оно акцентирует внимание на действиях Иисуса, чем на Его учении. Оно написано простым языком, быстрые переходы между эпизодами жизни Христа. Оно не начинается с его родословной, так как язычники не были особо заинтересованы в Его ней.

Евангелие от Марка – это не просто сборник рассказов, это очерк, написанный, чтобы показать, что Иисус является Мессией – и не только для евреев, но и для язычников. Хотя ученики, во главе с Петром, признали свою веру в Него (Марка 8:29–30), но полностью понять Его предназначение смогли лишь после воскресения.

Следуя за Ним в Его путешествиях по Галилее, окрестностях, а затем и в Иудее, мы понимаем, насколько быстрый темп Он установил. Он коснулся жизни многих людей, но особо неизгладимый след оставил на Своих учениках. При преображении (Марка 9:1–9) Он дал трем из них возможность увидеть Его будущее возвращение в силе и славе, и это снова открыло им, кем Он являлся на самом деле.

Однако в дни, предшествующие Его последней поездке в Иерусалим, мы видим их недоумение, страх и сомнения. При аресте Иисуса Он стоял один, так как они в страхе бежали. В инсценированных судебных процессах Иисус смело провозглашал, что является Христом, Сыном Благословенного, и что Он с триумфом вернется (Марка 14:61–62). Большинство из учеников Христа не были свидетелями важнейших событий Его распятия, смерти, погребения и воскресения. Но несколько верных женщин стали свидетелями Его страданий. После субботы, рано утром, они пошли к гробу с погребальными благовониями. Когда они увидели, что камень отвален, то вошли в могилу. Тела Иисуса не было, и они увидели ангела, облаченного в белое. Радостная весть, которую они услышали, звучала так: «Он воскрес!». 

Женщины стали первыми евангелистами, так как они распространили благую весть о Его воскресении. Это же сообщение распространялось по всему миру в последующие века вплоть до наших дней.

Связи: Так как целевой аудиторией Марка являлись язычники, то он не цитирует Ветхий Завет так часто, как Матфей, который писал в первую очередь для евреев. Он не начинал с генеалогии, чтобы связать Иисуса с еврейскими патриархами, вместо этого начиная с Его крещения – начала Его земного служения. Но даже там Марк цитирует ветхозаветное пророчество о посланнике – Иоанне Крестителе, который будет призывать людей «приготовить дорогу Господу» (Марка 1:3; Исаии 40:3), так как они ожидали пришествия своего Мессии.

Иисус цитирует Ветхий Завет в нескольких местах Евангелия от Марка. В главе 7, стих 6, Иисус обличает фарисеев в их поверхностном поклонении Богу на словах, в то время как их сердца были далеки от Него, и цитирует их пророка Исаию, чтобы осудить их жестокосердие (Исаия 29:13). Иисус говорил о другом пророчестве Ветхого Завета, которое должно было исполниться в ту же ночь, когда ученики рассеялись, как овцы, не имеющие пастыря, во время ареста и смерти Иисуса (Марка 14:27; Захарии 13:7). Он ссылался на снова Исаии, когда очистил храм от менял (Марка 11:15–17, Исаии 56:7; Иеремии 7:11), а также на Псалтирь, когда объяснял, что Он – краеугольный камень нашей веры и Церкви (Марка 12:10–11, Псалом 117:22–23).

Практическое применение: Марк представляет Иисуса как страждущего раба Божьего (10:45) и как Того, Кто пришел служить и пожертвовать Собой ради нас, чтобы, в частности, вдохновить нас поступать так же.

Иисус призывал нас помнить – чтобы быть великим в Царстве Божьем, мы должны быть всем слугами (10:44). Самопожертвование должно превзойти нашу потребность в признании или вознаграждении, так же, как Иисус был готов унижаться, когда жертвовал Собой ради Своих овец.

Царство Божье не только на небе, оно внутри нас
Царство Божье не только на небе, оно внутри нас

Серия статей “Открывая Священное Писание”:

  1. Изучение Библии, Нового и Ветхого Завета. Зачем? В конце бонус – можно скачать Библию в электронном формате. Часть 1.  Как и зачем читать Библию каждый день? (В конце статьи можно скачать подарок – 7 планов чтения Библии на год). Часть 2.
  2. История создания Библии. Мир Ветхого Завета. Часть 3
  3. История создания канона Нового Завета. Часть 4
  4. Введение в Пятикнижие. Часть 5
  5. Книга Бытия. Часть 6
  6. Новое видение на Святое Евангелие от Матфея. Часть 7
  7. Библия. Ветхий Завет. Толкование Книги “Исход”. Часть 8
  8. Новый Завет. Евангелие от Марка. Часть 9
  9. Ветхий Завет. Книга Левит. Толкование. Часть 10.
  10. Толкование святого Евангелие от Луки. Часть 11.
  11. Новый Завет. Книга Деяния Святых Апостолов. Толкование. Часть 12.
  12. Библия. Ветхий Завет. Книга Иисуса Навина. Часть 13
  13. Новый Завет. Послание Апостола Иакова. Толкование. Часть 14
  14. Первое послание Апостола Петра: толкование и история написания. Часть 15
  15. Библия. Ветхий Завет. Книга Судей Израилевых. Толкование. Часть 16
  16. Библия. Новый Завет. Второе послание апостола Петра. Толкование.
  17. Библия. Ветхий Завет. Книга Руфь.
  18. Библия. Ветхий Завет. Книга Иова.