Sola Fide – Только Вера

Один из столпов Протестантской Реформации 1517 года

Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.

Послание к Римлянам 10:17

   Событие, которое считают началом протестантской Реформации, ознаменовано собою многими происшествиями, которые привели непосредственно к ней. Голос истины звучал в мире всегда, особенно в периоды тьмы и упадка. Бог обещал не оставлять Свою Церковь вовеки, это означает, что Его руководство и правление Церковью будет происходить даже в такие тёмные периоды, как те, которые мы наблюдаем на заре Реформации. Если Он, согласно Своему Слову, пребывает верен даже тогда, когда не верны мы, то что уже и говорить о Его верности Своей Невесте, которой Он дал обещание пребывать с ней, очищать и руководить. Именно Церковь была одним из обетований Божьих в Ветхом Завете, так как через неё Бог сегодня правит на Земле. В книге пророка Даниила царь Навуходоносор видит сон, связанный со временами прихода Мессии и теми последствиями, которые произойдут после. Там мы находим следующие слова, сказанные про истукана: «Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю» (Дан.2:34-35). Описывая значение этого камня, Даниил говорит: «И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото…» (Дан.2:44-45). Полезные ископаемые, перечисленные Даниилом, символизировали царства Земли. Камень же – это Церковь Иисуса Христа, которая наполнит всю Землю, не разрушится вовеки и будет стоять вечно. Почему именно Церковь? Она была основана Самим Богом, то есть без каких-либо усилий человека, и основана она на Боге как на истинном Камне. Исповедание Петра, которое мы все прекрасно знаем, описывает нам это: «Ты – Христос, Сын Бога Живого» (Матф.16:16). В ответ Иисус говорит следующее: «и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф.16:18). Основание, на котором построена Божья Церковь следующее:

  1. Иисус есть обещанный Богом Мессия
  2. Он есть Бог
  3. Через Христа мы имеем спасение от греха
  4. В Иисусе Христе есть путь возвращения к Богу

На камне вот этого исповедания Бог обещал построить Церковь, которую врата ада не одолеют, и она будет стоять вечно. Во все времена существование Церкви, начиная от дня Пятидесятницы и до сегодняшнего момента, Церковь исповедовала эти принципы неуклонно и неустанно, это свидетельствует о том, что Она существует непрерывно. Не было дня, когда Церковь уснула, или вообще исчезла с Земли, как утверждают многие еретики. Она – вечна, так как основана на Том, Кто Сам Вечен! Задача же Церкви следующая – нести Благую Весть, сказанную Христом, до всех краёв Земли (Деян.1:8), и эта весть наполнит всю Землю. Там, где будет проповедоваться весть о Царствии Христа – там же будет и Его Церковь. Именно поэтому апостол Павел писал, что тайна Христа и Церкви – велика (Еф.5:32). Для постижения этой тайны человеку дан лишь один путь – стать частью Церкви Христовой. А ключ входа в это вечное неразрушимое царство – святое водное крещение и исповедание своей веры перед людьми.

Второй принцип Реформации: Sola Fide – Только Вера.

Принцип сформировался в связи с критикой католической практики индульгенций, согласно которой спасение может прийти от сверхдолжных заслуг святого.

Значение принципа: спасение людей происходит по вере в искупительную и заместительную Голгофскую Жертву Иисуса Христа, Сына Божьего, вне зависимости от дел закона.

Эту доктрину иногда называют материальным принципом Реформации, потому что она была центральным богословским вопросом для Мартина Лютера и других реформистов. Лютер называл её «статьей, на которой стоит или падает Церковь» (лат. articulus stantis et cadentis ecclesiae). Доктрина отвергает какие-либо иные возможности спасения и прощение грехов, кроме как вера в Жертву Христа. По сути можно сказать, вера – это ключ, который позволяет человеку войти в обетованное Богом.

Человек не может жить без веры, совершенно никак. Многие т.н. атеисты, отрицающие существование Бога, оказываются самыми верующими людьми на Земле, когда дело касается вещей, предвидеть которые они не в состоянии. К примеру, каждый из нас, выходя из дома, верит и имеет надежду, что он вернётся обратно и с ним не случится ничего, что навредило бы ему. Когда мы достигаем больших целей и результатов, мы всегда имеем тех, кто верил в нас на протяжении всего периода борьбы и работы. Так, один из самых известных и влиятельных атеистов мира, популяризатор науки и теории эволюции Ричард Докинз в своей не мене известной книге «Бог как иллюзия» благодарит людей, поддерживающих его на момент написания книги. В своём предисловии он пишет: «Их сердечная, полная энтузиазма вера в мой труд стала для меня огромной поддержкой». Или же в конце своей второй главы под названием «Гипотеза бога» Ричард заявляет: «Но вначале, прежде чем изложить главную причину, заставляющую меня твердо верить в отсутствие бога, я обязан парировать появлявшиеся в ходе истории позитивные доводы в пользу веры». И в первом и во втором случае вера – двигатель прогресса. Без веры человек не живёт.

Важность веры провозглашалась ещё со времён Ветхого Завета. Когда Господь Бог выводит Авраама и показывает ему звёзды на небосклоне, Он говорит: «И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков» (Быт.15:5). Реакция Авраама на данное Богом обещание следующая: «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт.15:6). Народ Израильский, когда увидел все знамения, сотворённые Богом над египтянами, «…убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его…» (Исх.14:31). Народ Ниневии в своё время был спасён от уничтожения благодаря вере: «И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого» (Ион.3:5). И вот реакция Господа Бога на это: «И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Ион.3:10). Напротив, неверие Богу может привести к страшным последствиям: «И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему» (Чис.20:12). Так же и Новый Завет провозглашает страшную участь тем, кто не уверовал: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Иоан.3:18). Апостол Иоанн противопоставляет верующих в Сына тем, кто в Него не поверил. Участь верующих: жизнь вечная, так как именно вера ведёт к жизни. Участь неверующих: осуждение, более того, в этом тексте апостол говорит, что такой человек не будет когда-то осуждён, но он уже осуждён по причине своего неверия.

Вера не есть нечто абстрактное и туманное. Писание достаточно чётко даёт понять, что же такое вера и как она проявляется на практике. Мы рассмотрим этот вопрос с двух сторон: история Авраама, описанная в книге Бытие и посланиях Павла, а так же уделим внимание определению, которое было дано автором послания к Евреям. И, конечно же, мы исследуем вопрос соотношения веры и добрых дел в деле спасения: непонимания, неверные представления и Библейский ответ на всё это.

Авраам – отец веры

Апостол Павел пишет следующее: «Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам» (Рим.4:16). Обетование Божие, данное Аврааму, было непреложно и истинно. Когда Бог сказал, что «в тебе благословятся все народы земли» (Быт.22:18), то этому должно было предшествовать нечто особенное. Вера Авраама была примером для нас и причиной его оправдания. В послании к Римлянам в 4-й главе, стихи 2-15 Павел объясняет этот принцип подробнее.

  1. «Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом» (стих 2)

Указывая на невозможность оправдаться делами перед Всевышним, так как каждый человек грешен и несовершенен во всех своих поступках, апостол говорит, что если бы Авраам и оправдался делами, то его похвала не от Бога и не перед Ним. Чем же нам хвалиться перед Богом? Делами? Но ведь Писание говорит, что «…помышление сердца человеческого – зло от юности его…» (Быт.8:21). Какими же делами оправдываться человеку перед Богом? Если не делами, значит, здесь есть нечто, превосходящее наше разумение.

  1. «Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (стих 3)

Библия указывает на другой критерий оправдания – вера. Она не является той пассивной верой, которую имеют сегодня все, даже бесы. Это мы подробнее разберём чуть ниже. При этом именно вера сделала Авраама праведным перед Богом.

  1. «Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу» (стих 4)

Дословный перевод с греческого говорит: «Делающему же плата не засчитывается по благодарности, но по долгу». Пример этому: зарплата. Она даётся человеку за какую-то выполненную работу, и он несёт ответственность за её качественное исполнение. Если он её не сделает – то не будет и зарплаты. То есть апостол подчёркивает, что оправдание – это дар, потому он не мог достаться Аврааму за какие-либо дела, потому что тогда дар уже не есть дар, а «зарплата».

  1. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность (стих 5)

Для тех, кто хочет усмотреть здесь указание на то, что добрые дела совершать уже нет необходимости, нужно внимательнее вчитаться в отрывок. Он говорит не о том, что добрые дела бесполезны, но он говорит о добрых делах как о единственном источнике оправдания: такое мнение отвергается Писанием.

Верующий в Бога, оправдывающего грешника по Своей милости, его вера – которая является активной – вменится в праведность. Не дела – но вера.

Ниже после этого апостол цитирует Псалом Давида, который называет человека блаженным, если Господь стёр его грехи и больше не вспоминает их. И затем Павел задаёт вопрос, который и разрешает весь спор  о делах и вере:

  1. Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность (стих 9)

То есть, то оправдание, которое получает человек, оно было дано до обрезания или после? Зависит ли оно от него или нет? Если мы уже утверждаем, что Аврааму вера вменилась в праведность, то каким путём? Павел спрашивает:

  1. Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания (стих 10)

Сам факт того, что праведность была вменена до обрезания, колоссально важен. Это говорит о том, что праведность Аврааму была вменена ещё до т.н. закона. Именно так: вера первична, закон вторичен.

  1. И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность (стих 11)

Чтобы понять стих, можно взять его идею от противоположного: если бы Авраам получил оправдание по обрезанию, то сегодня необрезанные не могли бы наследовать благословение и праведность от Бога, и тогда Христос бы умер не за всех, а за обрезанных, таким образом спасение многих было бы невозможно. Авраам – отец всех верующих в необрезании (т.е. нас), и сегодня нам вменяется праведность по вере точно так же, как она вменялась язычнику Аврааму тогда. Обрезание – лишь знак его уже вменённой праведности. Обрезание Нового Завета – крещение (Кол.2:11-12). И его мы принимаем уже как знак нашего обрезанного сердца, которое готово служить Богу живому и истинному.

  1. и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании (стих 12)

Здесь говорится не столько об обрезании физическом, сколько духовном, так как акцент ставится на вторую часть 12-го стиха. Те, кто сегодня ходит по следам веры Авраама – не важно, обрезан он или нет физическим обрезанием – он имеет ту же веру, которая вменяется в праведность.

  1. Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование – быть наследником мира, но праведностью веры (стих 13)

Как мы уже говорили выше: вера первична, закон вторичен. До закона было дано оправдание по вере, дабы оно вечно было вне закона. Праведность от веры – это источник и результат. Обрезание является знаком, который лишь удостоверяет праведность и веру, которая уже присутствует.

  1. Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование; (стих 14)

На мой взгляд, здесь в одном предложении апостол Павел осудил тех, кто сегодня до сих пор опирается на закон и добрые дела как причины праведности и источник спасения. Если твоя опора – закон добрых дел, тогда тебе не нужна вера, ведь ты сам можешь добрыми делами заработать праведность, и ты остаёшься вне обетования, данного Богом, что в Аврааме благословятся все народы.

  1. ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления (стих 15)

Закон не производит праведность – он лишь вызывает Божий гнев, потому что малейшее нарушение Закона = наказание. Если ты согрешил в чём-то одном – то нарушил весь закон. Невозможно жить исполняя закон и при этом избежать проклятия. «Не пойман – не вор» – примерно так можно понимать вторую часть стиха. Если нет закона – нет и преступления. Павел не говорит об отсутствии греха, поступок может быть плохим, даже если он не описан на законодательном уровне, однако он становится преступлением тогда, когда о нём говорит закон.

Именно такой контекст 16-го стиха, который мы читали выше: «Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам» (Рим.4:16).

Каждый может наследовать обетование веры Авраама, которая может оправдать его.

Всё описанное выше апостол Павел прекрасно суммировал в своём послании к Галатам: «Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы. Итак верующие благословляются с верным Авраамом, а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет» (Гал.3:6-11).

Мы – сыны Авраама по вере в Иисуса Христа, Который оправдывает грешника и изменяет всю его сущность для служения Богу в Духе и истине.

Библейское определение веры

Святое Писание говорит, что мы спасены благодаря вере: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8-9).

Спасение – это дар Божий, единственным путём к принятию которого есть вера.

Всем нам известное определение веры в послании к Евреям 11:1 гласит: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом».

Вот перевод этого стиха отца Рафаила Турконяка: «Віра є підставою для надії, те, що переконує про речі, недоступні для споглядання».

New Living Translation (Новый Живой Перевод): «Faith shows the reality of what we hope for; it is the evidence of things we cannot see» (Вера есть реальность того, на что мы надеемся. Она есть доказательство вещей, которых мы не можем видеть).

Или же еще один перевод New Living Translation: «Faith is the confidence that what we hope for will actually happen; it gives us assurance about things we cannot see» (Вера есть уверенность, что то, на что мы надеемся, на самом деле случится. Она даёт нам гарантию о тех вещах, которые мы не можем видеть).

На самом деле это удивительно. Наши братья православные и католики утверждают, что сегодня иметь уверенность в спасении не может иметь никто, так как мы не знаем – спасены мы или нет. Понятие веры даёт ответ на это утверждение и вопрос «можно ли быть уверенным в своём спасении?». Что же говорит Писание? «Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении» (Рим.8:24-25). Мы спасены в надежде – это означает, что мы ещё надеемся на то, чего не произошло, потому что если надежда видит, то она уже не надежда. Смысл человеку надеяться на что-то, если он уже это видит? Апостол Павел именно так  и говорит. Однако противоречит ли это вере? Никоим образом. Выше мы увидели, что вера – это уверенность того, на что мы надеемся, в частности спасения. Мы этого ещё не видим, но надеемся с полной уверенностью, что Бог исполнит обещанное, так как вера же есть и гарантия о тех невидимых вещах, обещанных Богом. Или же: «Вера есть реальность того, на что мы надеемся». Мы спасены уже здесь и сейчас, однако ожидаем полного искупления сынов ещё в будущем, когда мы будем забраны от мира и отделены от греха навсегда. Речь идёт об уничтожении греха как такового, так как, живя в теле, мы всегда будем бороться со страстями, воюющими в наших членах. При этом Бога дал нам уверенность, что мы будем избавлены от этого. Клеон Роджерс младший, знаток греческого языка, который составил подробное описание греческих слов Нового Завета, пишет так: «Вера. Это терпеливое ожидание и преданность тому, что Христос сделал как Первосвященник». О греческом слове, означающем уверенность, он говорит: «Это слово имеет массу оттенков и вариантов использования: сущность, реальность, суть, основа, уверенность, надежда или гарантия, удостоверение, подобное документам, свидетельствующим о владении». То есть «вера дает нам уверенность в том, чего мы не видим».

Стоит подчеркнуть, что споры о потере спасения продолжаются веками. Если мы его можем потерять – то мы не можем быть уверенны в спасении, если не можем – тогда мы вольны делать всё, что захотим. Мы не будем рассматривать этот вопрос в этой статье, при этом отметим, что не важно, теряется спасение или нет, на момент получения самого спасения человек получает и уверенность в нём. Сохранит ли он спасение и данную с ним уверенность – зависит уже от человека.

Итак, говоря о Библейском определении веры, я бы выделил его следующим образом: Вера – это уверенность и доказательство того, что мы сегодня ещё не можем созерцать, однако уверены в этом по причине той гарантии, которую Бог дал каждому, кто возложил свою надежду на Него. Исходя из этого, мы можем сказать, что мы доверяем Богу сегодня.

Вера vs добрые дела

Конечно же, совершенно невозможно не затронуть такой важный вопрос о соотношении веры и добрых дел в роли спасения и оправдания. Многие христиане до сих пор не могут сопоставить «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8-9) и «Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?» (Иак.2:24).

Такое же противоречие мы находим в следующих отрывках: «Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом» (Рим.4:2) и так же «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?» (Иак.2:21).

Чтобы понять такой важный вопрос, нам стоит разобраться, о чём же пишет апостол Иаков и как он строит свои аргументы. Кстати, уместно упомянуть тот факт, что доктор Мартин Лютер из-за этого видимого противоречия, в силу которого он не смог сопоставить понятие дел и соотношение веры, считал это послание соломенным и даже хотел исключить его из канона.

Итак, во второй главе апостол Иаков объясняет следующее:

  1. Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? (стих 14)

Здесь мы встречаем понятие веры, которая идёт рука об руку с делами. Вопросы, задаваемые апостолом, риторические, потому ответа сами по себе не требуют по причине его наличия в самой постановке вопроса. «Нет, такая вера не спасает» – это то, о чём говорит Иаков.

  1. Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: “идите с миром, грейтесь и питайтесь”, но не даст им потребного для тела: что пользы? (стихи 15, 16)

Пустые слова, обращённые к людям, нуждающимся в помощи, столь же бессмысленны, сколько бессмысленно говорить с мертвым человеком, утверждая, будто он слышит тебя. Апостол подчёркивает: ты должен помочь твоему брату/сестре, потому что слова не дадут им пищу и не согреют в морозный день.

  1. Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (стих17)

Вера – это наше оправдание, которое мы получили независимо от дел. Однако вера вещь невидимая, чтобы её увидеть или подтвердить, нужно видимое её проявление. Когда мы говорим, что мы любим друг друга, мы должны показать это. Так, апостол Иоанн пишет: «Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1-е Иоан.3:18). Апостол Павел вторит ему: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим.5:8). Сам Бог делом показал, насколько сильно Он любит нас. Его любовь не осталась лишь на словах, но нашла своё подтверждение в деле искупительной Жертвы Иисуса Христа. Вера, как и любовь – проявляется делами.

  1. Но скажет кто-нибудь: “ты имеешь веру, а я имею дела”: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих (стих 18)

Апостол будто бы бросает вызов: покажи мне твою веру без дел. Как ты это сделаешь, ведь она нематериальна? Каким способом ты можешь сделать её видимой? Это априори нереально. Её можно показать лишь делами. Вера не может быть отдельно от дел, она идёт с ними за руку. Кто-то может сказать: «у меня вера, а у тебя дела, у каждого по-своему». Либо вера подтверждается делами, либо это не вера.

  1. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут (стих 19)

В этом стихе апостол блестяще показал, почему фраза «ты имеешь веру, а я имею дела» несостоятельна. Бесы имеют только веру, но почему-то не спасаются. Причина одна: их вера мертва, она основана только на факте существования Бога, что они прекрасно понимают и от этого приходят в трепет от ужаса. У многих людей именно такая вера. Стоит отметить, что вера в Бога – это вера бесов, потому всякий, кто сегодня заявляет о своей вере в Бога, ещё не означает, что он реально принадлежит Ему.

  1. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? (стих 20)

Здесь Иаков подчёркивает свою мысль, повторяя её второй раз. Это говорит о том, что он хочет сделать особый акцент на основной идее, так как она, несомненно, колоссально важна. Интересно отметить, что греческое слово «неосновательный» еще может иметь значение «бесплодный». То есть апостол уже обращается сегодня к тем, кто не приносит плода своей веры.

  1. Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? (стих 21)

Снова риторический вопрос, ответ на который очевиден. Выше мы читали, что Авраам получил печать праведности через веру до обрезания. Теперь же его вера нашла своё подтверждение в том деле, которое он совершил. Акцент в этом стихе ставится на дела в контексте веры. Заметим, их нельзя отделять от самой веры, так как это будут добрые дела людей, не переживших духовное возрождение. Чем атеист хуже верующего? Разве он не может сегодня творить добрых дел? К примеру, агностик Уоррен Баффет – самый богатый человек по версии журнала «Фобс» за 2008 год в июне 2010 года объявил о безвозмездной передаче более 75% своего состояния, или $37 млрд., пяти благотворительным фондам. Этот поступок признан самым щедрым актом благотворительности в истории человечества. Что же мешает ему оправдаться сегодня делами? Только одно: отсутствие веры. Авраам же оправдался верой, которая подтверждена делом.

  1. Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? (стих 22)

Снова: сначала вера, затем дела. И именно через дела вера достигается совершенства, так как это практическое её применение в жизни. Повторим: акцент сделан на делах в контексте веры, а не отдельно от неё. Этот принцип работает и сегодня для всех христиан.

  1. И исполнилось слово Писания: “веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим” (стих 23)

И только после того, как его вера была доказана на деле, она вменилась ему в праведность. Заметьте, не сами дела оправдывают человека, но вера, подтверждённая делами. Здесь же есть и Библейское определение веры, которое мы рассматривали выше. Противопоставляя веру в Бога (т.е. веру бесов), апостол Иаков заявляет, что вера – это доверие. Греческое слово «веровал» означат именно «доверился». Авраам доверился Богу, и тогда его вера вменилась ему в праведность. Интересно отметить, что Аврааму вера вменилась в праведность тогда, когда он поверил слову Бога, что его потомство будет так велико, как много звёзд на небе. Бог уже тогда вменил ему веру в праведность, теперь эта вера нуждалась в проверке. Здесь нет противоречий. То же самое можно сказать о нас в вопросе спасения: мы спасены Богом через Христа, однако ещё ожидаем нашего окончательного искупления в надежде, данной Богом, ежедневно совершая своё спасение. Наша вера Богу должна быть видима для других, тем самым подтверждается её истинность. Христос провозглашал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф.5:16). Именно наличие добрых дел побудит людей прославлять Отца, так как дела, которые мы будем делать – это Его дела. Мы не имеем права сегодня пренебрегать ими.

  1. Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? (стих 24)

Только в контексте всего вышесказанного нужно понимать эти слова. Человек оправдывается делами, а не верю только по причине того, что дела есть видимое подтверждение веры. Акцент – на вере, которая нашла своё развитие в делах. Таким образом, контекст показывает дела как последствие уже обретённой веры Богу, она же в свою очередь активна. Дела оживляют веру и делают её прогрессивной, они генерируют плоды, согласно которым Бог будет раздавать награды верным. Здесь же выводится следующая формула:

Вера + дела = спасение – это ересь, осуждённая Церковью на Третьем Вселенском Соборе в 431 г. н.э.

Вера + её подтверждение делами = спасение – это истина, провозглашаемая Словом Божиим.

Теперь давайте снова прочтём отрывок из послания к Ефесянам: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2:8-10).

  • Благодать – инструмент спасения
  • Вера – средство принятия спасения
  • Добрые дела – то, к чему мы были призваны, будучи спасены, они не источник, а подтверждение веры.

Иисус Христос, сотворивший вселенную, принимает человеческое тело и живёт с нами, доказывая делом Свою любовь. Будучи ещё на Земле Он учил основным принципам Царства Небесного (Матф. 5-7), которым мы должны следовать. Он постоянно совершал добрые дела, показывая Свою милость людям, и неустанно провозглашал о том, что «вера твоя спасла тебя» (Марк 5:34). Человек – личность ограниченная в своих возможностях, однако единственный раз, когда для человека нет ничего невозможного тогда, когда он верит: «Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мар.9:23). Когда Христос умер на Кресте и вознёсся на небо, Он предстал за нас перед Богом Отцом, чтобы ходатайствовать за нас. Вот как сильно Он любит нас. И наша реакция сегодня на это – полное доверие Ему. Он есть Автор нашего спасения, и потому только «Sola Fide» может привести нас к Богу и оправдать нас через Иисуса Христа.

Автор статьи: Родион Кадацкий