Блог со словами, которые ободряют.
Для тех, кого интересуют принципы, меняющие жизнь к лучшему. Основано на Слове Божьем. 

Узнай много нового о Священном Писании

Узнай много нового о Священном Писании


Евангелие и профессия: почему работа – часть замысла Бога о тебе?

474

Благая весть Иисуса Христа способна преобразовывать личность человека. Евангелие Царства Божьего имеет потенциал для изменения целых сообществ и социальных институтов. Послание к Колоссянам утверждает, что Господство Христа во всех сферах человеческой жизни, это Господство Создателя и Вседержителя: “…Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано;  и Он есть прежде всего, и все Им стоит”.

Послание Иисуса Христа названо “Евангелием”, Благой вестью, потому что оно несёт благо, созидает, восстанавливает, примиряет. Благо для человека примириться с Богом, восстановить правильные отношения с другими людьми, направить все процессы своей жизни на созидание, а не на разрушение. Евангелие Царства Божьего – это искупительный, преобразующий труд Бога, направленный на всё Его творение. Всё, что было искажено грехом, должно быть восстановлено и служить для славы Божьей.

В чём заключается господство Иисуса в твоей жизни?

Возвращаясь к словам послания к Колоссянам, очень важно выделить описание роли Христа и Его Господства: “… Избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем”.

Всё, что создано и что существует, действует, создано для Иисуса Христа и только благодаря Нему может продолжать существовать и действовать.

О Христе говорится как о Царе, Который искупает Своей Кровью людей, прощает грехи, примиряет их с Богом в теле Плоти Своей и представляет, благодаря Своему делу спасения, святыми, непорочными, неповинными. Это образ Христа – Спасителя. Образ, полный благодати, жертвенной любви и прощения. И уже в этом образе, тем не менее, Иисус Христос назван Царём. Над чем и над кем Он царствует? Совершенно очевидно, что над всем и над всеми. Христос рождён прежде всего творения, Им создано всё, что было создано и что существует. Даже те институции нашего мира, которые претендуют на власть и управление, тоже были созданы Христом. Более того, утверждается, что всё было создано не только Им, но и для Него. Всё, что создано и что существует, действует, создано для Иисуса Христа и только благодаря Нему может продолжать существовать и действовать. “Всё Им стоит”.

О Кресте Иисуса Христа и Его крови утверждается, что посредством них происходит примирение Бога и человека. Искупление людей целиком связано с Богом и имеет только одно условие для нас: быть твёрдыми и непоколебимыми в вере и на отпадать от надежды благовествования – Евангелия Царства Божьего, охватывающего всё и всех. Крест Христа и Его Воскресение имеют абсолютное влияние на всё творение: личность человека, отношения между людьми, процессы человеческой жизнедеятельности, социальные институты, необходимые для нормальной жизни общества. Искуплению подлежат и сам человек, и все сферы человеческой жизни. Абсолютно всё. Голландскому богослову и учёному Абрахаму Кёйперу принадлежит утверждение о том, что “Нет ни одного квадратного сантиметра во всей вселенной, на которые бы Христос ни указал со словами: “Это – Моё””.

Евангелие связано не только с Церковью

Евангелие Царства Божьего связано со всеми сферами жизни человека. Эта связь представляет собой искупительное, преображающие влияние Господства Христа на всё сотворённое. Евангелие связано с внутренним миром человека. Евангелие связано со всеми внешними, социальными процессами и структурами, в которые мы включены и которые также были устроены Богом.

Искупление людей целиком связано с Богом и имеет только одно условие для нас: быть твёрдыми и непоколебимыми в вере и на отпадать от надежды благовествования – Евангелия Царства Божьего, охватывающего всё и всех.

 

Евангелие и культура. Евангелие и политика. Евангелие и семья. Евангелие и образование. Евангелие и профессия. Всё Им и для Него создано. Всё Им стоит. “Нет ни одного квадратного сантиметра во всей вселенной, на которые бы Христос ни указал со словами: “Это – Моё””. Именно поэтому христианскому сообществу, как сообществу людей, призванных Иисусом Христом и следующих за Ним, очень важно учиться видеть искупительное действие Христа и во всех этих сферах и учиться самим быть частью этого дела преобразования сотворённого мира. Послание к Колоссянам говорит о Евангелии, как о “благовествовании…, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем”. Быть служителем Евангелия Царства Божьего, значит возвещать о Жертве и Воскресении Иисуса Христа, о Его Господстве во всех сферах человеческой жизни и следовать за Ним, как за Господом и Учителем. Что означает практически это признание Господства Христа и следование за Ним? Это означает, что нам нужно быть посланниками Евангелия Царства в культуре, политике, семье, образовании, профессии. Это означает, что нам нужно верно оценивать ситуацию: все эти сферы были созданы Богом, повреждены грехом и будут, при нашем участии, вновь преобразовываться в соответствии с изначальным замыслом Творца. Этот замысел был и для государства, и для культуры, и для семьи, и для образования и для труда. Всё это было создано Богом и для Бога. Отказался ли Он от этих частей сотворённого Им мира? Абсолютно нет. Он пришёл, что бы вернуть всюду Свой образ и Своё присутствие. Всё то, чтобы изначально.

Почему труд так важен для Бога?

Книга Бытия начинается словами: “В начале сотворил Бог…”. Очень важно, из всех сотворённых сфер и процессов нашего мира, первым упоминается труд, работа, сфера профессиональной деятельности и ответственности. Всё, что начало существовать, было “сотворено”, то есть создано, сделано. появилось в результате приложенных трудящимся Богом усилий. В своей книге “Зачем работать” Тим Келлер пишет: “Библия повествует о работе уже в тот момент, когда начинает говорить о чем-либо вообще, – вот насколько важен труд, без которого невозможно обойтись. Автор Книги Бытия говорит о работе Бога. Фактически, описывая величественный процесс создания мира, он помещает его в рамки обычной рабочей семидневной недели. А затем автор показывает нам, как люди трудятся в раю”.

Бог не только работает сам, но и посылает работников делать его дело. В  Книге Бытия Бог призывает людей «наполнять землю и обладать ею». Слово «обладать» (или «покорять») указывает на то, что хотя все, созданное Богом, хорошо, во многом этот мир еще не завершен. Бог оставил в своем творении  неиспользованный потенциал для его возделывания, и для его реализации нужен труд человека. Бог помещает людей в сад, чтобы те «возделывали и хранили его». Косвенно это дает понять, что, хотя Бог трудится, заботясь о наших нуждах, мы также трудимся для него. Бог работает через нас. Слова Псалма: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его»  можно понимать таким образом, что Бог строит дом (осуществляя заботу о нас) руками строителей. Как утверждал Мартин Лютер: “Бог питает все живущее, подразумевая, что Бог это делает через труд крестьян и других людей”.

Бог оставил в своем творении неиспользованный потенциал для его возделывания, и для его реализации нужен труд человека.

В двух первых главах книги Бытия труд представлен как  забота о творении ради него самого и ради Бога. Но уже в четвёртой главе  профессиональные технологии стали средством обретения власти. А в одиннадцатой главе мы находим знаменитую историю о строительстве вавилонской башни. В действиях потомков Адама и Евы, которые трудятся на этом строительстве, появляется новый мотив, не свойственный первым работникам. Это новое, очевидно, является следствием выбора Адама и Евы, их решения.

Как грехопадение поменяло взгляд на труд?

Писание говорит нам о том, как из-за решения Адама и Ева, грех вошёл в жизнь людей. Мы называем это «грехопадением». Существует два аспекта в понимании того, что значат «грех» и «грехопадение». Эти аспекты дополняют друг друга. Первый аспект юридический. Грех понимается как вина человека, который совершил перед Богом преступный выбор. Второй аспект онтологический. Грех понимается как болезнь, которая поражает виновного человека.  Важно понимать, что грех действует не только на личную и частную жизнь, но и на жизнь публичную и общественную, в частности поражая и сферу труда.

В истории о попытке создать башню говорится о  причинах того, почему люди  начали строить эту башню. Люди говорят: “Наделаем кирпичей и обожжем огнем”. Тим Келлер отмечает: “Кто-то научился обжигать кирпичи, и это был шаг вперед по сравнению с прежними методами строительства. Это означало, что теперь они могут строить гораздо более высокие здания, чем раньше. Они хотели использовать свои новые таланты и изобретения для строительства большого города. Люди с самыми креативными новыми идеями продолжают искать города, где можно было бы поэкспериментировать со своими мечтами и попытаться воплотить их на практике”. В этом нет ничего плохого. Однако там говорится и о второй, более глубокой, причине строительства: “…и сделаем себе имя, прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли”.

“Сделать себе имя” – это не то, ради чего трудился Бог, создавая вселенную и человека.

“Сделать себе имя” – это не то, ради чего трудился Бог, создавая вселенную и человека. Это также не то, что ради чего трудились Адам и Ева, давая имена животным и заботясь о творении, продолжая труд Божий. Деформирующее действие греха поразило и сущность самого человека и сущность тех процессов, которые были поручены ему. Процесс труда был создан Богом для радостной  и ответственной заботы о сотворённом, но был значительно искажён в следствии грехопадения. Труд стал слишком тяжёлым, его результаты уже могли не принадлежать трудящемуся,  работа стала восприниматься человеком как средство для того, чтобы “сделать себе имя”. Другими словами, новое, деформированное измерение для работы стало заключаться в том, чтобы благодаря её результатам культивировать свой эгоизм, получать власть над другими, поддерживать веру в то, что человек сам хозяин своей жизни. Отныне работа стала восприниматься как проклятие, как тяжёлое бремя, которое всё же необходимо для того, чтобы “сделать себе имя” и пользоваться плодами труда других людей, перестав работать самому.

Мы видим, что  сфера работы, профессии была создана Богом для Его славы и была частью призвания человека. Работа была, по сути, служением человека Богу, служением, которое было угодно Богу и придавало порядок всему сотворённому. В этом отношении профессионализм, мастерство, ответственное отношение к своему делу являлись теми качествами Божьего характера, которые первыми открываются читателю Библии. Бог не просто творит. Он “весьма хорошо творит”. Результаты Его труда настолько совершенны, настолько качественны, что даже деформация грехом не может их нивелировать окончательно. Плоды Божьей работы, несущие на себе отпечаток Божьего образа и тепло Его дыхания, сопротивляются искажениям, их глубинная природа  стремится к своему изначальному предназначению. В этом – величие Бога, как мастера, как профессионала. Первые работники, Адам и Ева, тоже были призваны к этому – ответственному и профессиональному отношению к своему труду – служению. Созданный по образу и подобию Бога человек был призван и сам стать профессионалом, вкладываясь в свой труд и наслаждаясь результатами своей работы. Эта синергия Мастера и подмастерий, соработничество Бога и человека в сфере труда, заботы об остальном творении – величественная часть замысла Творца. Бог являет Себя нам как высокий профессионал Своего дела и даёт нам способность также профессионально трудиться для Его славы и ради Его творения. Более того, профессиональный труд призван был приносить радость трудящемуся, ему самому и его коллегам. “Войди в радость Господина Своего”, – призывает Господь работающего человека. Изначальный замысел Бога о труде был замыслом о служении Ему, несущему радость, ответственному, профессиональному. Грех, вошедший в творение Божьей, поразил и эту часть замысла.  Труд стал невыносимо тяжёл. Профессионалы стали надменны. Человек, освоивший профессию, стал мнить себя хозяином собственной жизни и стремиться к тому, чтобы облегчить свою жизни и упрочить своё положение за счёт других людей. Профессионалы “сделали себе имя” и уже не желали нуждаться в Боге. Но это вовсе не значило, что Бог отказался от профессионалов”.   “Во дни Ирода, Царя Иудейского” родился Тот, Кто вернул человека и его работу  Творцу. Бог вошёл в лодку профессиональных рыбаков.

Секрет успешной рыбалки – довериться Мастеру

“Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.  Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним”.

Эта история способна вызвать ряд вопросов у читателя: Что могли знать Пётр и другие рыбаки о Христе до того, как Он подошёл к ним? Если Христос “наставник”, а Пётр профессиональный рыбак, то как Пётр мог воспринимать слова Христа отплыть на глубину и закинуть сети? Легко ли Петру было согласиться с указанием Христа о новой попытке лова? Что мешало ему сделать это легко и без рассуждений?. Как  пояснить реакцию Петра на обильный улов? Как Пётр обращается ко Христу после улова?

Мастерство Иисуса Христа шокирует Петра тем, что Христос способен достичь результата там, где сам Пётр и другие рыбаки-профессионалы уже смирились с поражением

 

Совершенно очевидно, что перед нами – одна из очень важных встреч Христа с окружающими людьми, когда они перестают быть просто теснящей толпой, но становятся чётко видны их личные особенности, нужды, интересы, страхи и надежды. Встреча Иисуса Христа с рыбаками, это встреча Мастера и профессионалов. С большой неохотой соглашается утомлённый бесплодным трудом Пётр послушаться странствующего проповедника. Пётр – профессионал в своём деле. Иисус, возможно, профессионал в своём, но как учитель может советовать рыбаку? Однако неожиданно большой улов напоминает рыбакам  о Том, Кто создал воду и рыб, Кто повелевает ими. Пётр вдруг понимает, что в его лодке оказался кто-то значительно больший, нежели просто странствующий учитель. Тот, кто оказался в лодке Петра знает о рыбной  ловле гораздо больше, чем знали сами рыбаки. Более того,  мастерство Иисуса Христа шокирует Петра тем, что Христос способен достичь результата там, где сам Пётр и другие рыбаки-профессионалы уже смирились с поражением. Это Мастер, который лично творил и воды, и рыб, и лодки, и сети. Творец, который показывает власть над Своим творением. Господь. “Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный”, – естественная реакция еврейского мужчины, вдруг осознавшего себя в одной лодке со Святым и Великим”. Пётр становится учеником Христа и оставляет свои сети. Это не должно вводить нас в заблуждение о том, что все ученики Христа призваны бросить своё ремесло, оставить свою работу. На самом деле, эта история о том, что Бог напоминает нам о Своём качестве трудящегося Бога, показывает нам результат послушания профессионала Творцу, фиксирует, что именно из мастеров своего дела Господь призывает  Своих служителей.

Труд – часть замысла Бога о человеке

Евангелие Царство Божьего и работа связаны через Образ Бога и благодаря Его замыслу. Во Христе труд человека вновь обретает своё утраченное измерение – быть служением Богу, реализацией призвания человека, средством для заботы о материальных нуждах и наслаждением плодами работы. Учитель Израиля входит в лодку рыбака. Евангелие звучит в этой лодке и к этим людям. Те, кто способен преодолеть эгоизм профессионала и послушаться Христа, становятся более успешными профессионалами. Более того – они становятся учениками Христа, не переставая быть профессионалами. После воскресения Христа Пётр идёт ловить рыбу – он не забыл своего ремесла, руки помнят свою работу. Но вновь Спаситель даёт урок профессионалу – работа проделана Петром , но на берегу его уже ждёт жареная на углях рыба. “Без Меня не можете делать ничего”, – говорит Христос, но Он не требует прекратить дело. Он напоминает всем профессионалам, что работа – часть Божьего замысла, что успех в профессии является реализацией призвания человека; призвания, к которому человека готовит Бог и для которого Он даёт всё необходимое. Делайте со Мной.

Человек – не хозяин этих талантов, но менеджер, тот, кто должен распорядиться полученным мудро и эффективно.

Таланты, которые господин даёт своему рабу в притче о талантах, должны быть применены. Что действительно важно: человек не хозяин этих талантов, но менеджер, тот, кто должен распорядиться полученным мудро и эффективно. Это значит, что каждый трудящийся человек служит своему Богу теми способностями и в той профессии, которые были созданы Творцом и доверены Им человеку. В «Большом катехизисе» Лютера, когда речь идет о прошении  «насущного хлеба» в Молитве Господней, Лютер пишет: «Когда ты молишься о «насущном хлебе», ты молишься и обо всем том, что позволяет тебе получить и вкушать твой хлеб насущный. Бог мог бы с легкостью дать тебе зерно и плоды, не предлагая тебе пахать и насаждать, но он не желает этого делать».

Работа – часть замысла Бога о человеке, часть Благой Вести, Евангелия Царства Божьего. Работать  для последователей Христа означает служить Христу на своём рабочем месте, быть миссионером, посланником Евангелия Царства в своей профессии. В послании к Ефесянам мы читаем: “…И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу”.

Рабочее место может стать служением

Евангелие Иисуса Христа способно трансформировать как отношение учеников Христа к своему труду, так и изменить жизни тех людей, с кем и для кого работают христиане. В первую очередь это свидетельство через присутствие Христа в нас. Мы – представители Царства Божьего на земле, являем Христа через Его присутствие в нас: “Итак, кто во Христе, тот новая тварь, древнее прошло, теперь всё новое” (2 Кор. 5:17). Также это свидетельство через то, что мы делаем. О нашей вере и о Царствии Божьем в нас будет говорить не только то, насколько качественно мы выполняем свою работу, но и то, с каким отношением мы её делаем. Послание Павла к Титу 2: 9-10 говорит об отношении к работе, как о свидетельстве о Том, в кого мы верим и за Кем мы следуем.  Евангелие может быть явлено и тогда, когда помогаем  людям посмотреть на конкретные ситуации с библейской точки зрения. Люди, с которыми нам нужно работать, сталкиваются с самыми разными проблемами. От нас зависит, сумеем ли мы применить библейскую мудрость к тем вопросам, которые есть у окружающих нас людей, чтобы помочь им и указать на Бога, дающего “просто и без упрёков”. В рабочих процессах нам неоднократно приходится сталкиваться с проблемными ситуациями, которые будут касаться честности, твёрдость убеждений, верность слову, половая или иная дискриминация…. Одна из задач христианина на рабочем месте – исправлять то, что иногда называют “грехом системы”. Для этого, скорее всего, нужно будет будет проявить принципиальность, мудрость и смелость – но именно это часто делал Христос и в этом люди смогут увидеть Его в нас. Свидетельство о Евангелии Царства происходит и  через применение  библейских истин о Божьем характере к своей работе. Что делать, если наша работа не предполагает прямого взаимодействия с другими людьми? Помнить, что являть Христа можно не только словами. Нам важно думать о том, как та работа, которую мы выполняем, связана с образом Божьим, с Его характером. Ведь мы верим в творящего, работающего Бога. Поэтому и наша работа может отражать Его – не для взглядов какого бы то ни было, а для Его Славы. Так, одиноко метущий улицу дворник, может работать во славу Того, Кто явлен в Писании как “Бог порядка и устройства” – именно это, порядок и устройство делает дворник, которого никто не видит….

Профессиональная сфера – часть Божьего творения и Его Господства, работа способна стать служением Богу, работающий человек служит Господу на своём рабочем месте.

Наконец, важно понимать, что мы свидетельствуем, делясь Благой вестью в силе Святого Духа и предоставляя Богу завершить начатое. Если основа свидетельства о Христе – это отношения, то работа вместе с другими людьми даёт прекрасные возможности для благовестия через построение отношений. Мы не должны рассматривать своих коллег, как “объект для евангелизации”, вместо этого мы можем строить такие отношения, которые естественно и свободно подведут нас к ситуациям, когда мы сможем говорить людям о нашей вере, о Христе и Его Евангелии. При этом мы должны понимать, что Бог может позволить нам продолжить начатое другими христианами, может позволить начать процесс, а может и дать возможность для того, чтобы помочь человеку принять решение следовать за Христом.

В этом и заключается сила преображающего влияния Евангелия на труд человека: профессиональная сфера – часть Божьего творения и Его Господства, работа способна стать служением Богу, работающий человек служит Господу на своём рабочем месте. Для учеников Иисуса Христа труд преобразовывается в процесс служения Господу, в котором они влияют на профессиональную среду, получают удовольствие и жизнеобеспечение от результатов своей работы, свидетельствуют о Христе.  Связь Евангелия и работы, миссии и профессии, это в самом предельном раскрытии отношение Иисуса Христа ко всем сферам человеческой жизни, особенно к профессиональной. Он создал профессиональный мир для Себя, Он посылает нас туда, Он преображает поражённые грехом трудовые процессы, Он прославляется в нашей работе – служении на рабочем месте.

“…Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано;  и Он есть прежде всего, и все Им стоит”.

Автор статьи: Денис Гореньков, в прошлом директор студенческой христианской миссии «Содружество студентов-христиан» (2008-2015), лидер движения «Миссия в профессии».

 

Подпишись, получай свежее ободрение прямо на свой почтовый ящик