Серия: “Глазами пастыря. Псалом 22?: “Он покоит меня на злачных пажитях”. Часть 3.

(Информация взята из книги В. Филиппа Келлера “Псалом 22 с точки зрения чабана”. Настолько интересная книга, что мы не смогли не поделиться ею. Наслаждайтесь)

 Роль Пастыря

У овец есть странная особенность: их почти невозможно заставить лечь. Это возможно лишь тогда, когда выполнены четыре условия.

Первое: им мешает лечь их боязливость; они не лягут, пока не будут свободны от любого страха.

Второе: вследствие стадного инстинкта овцы не улягутся до тех пор, пока не будут устранены все существующие напряженности между отдельными овцами.

Третье: пока овец будут беспокоить мухи или паразиты, они не лягут. Только тогда, когда они будут освобождены от этик мучителей, они могут отдыхать.

Четвертое: овцы не могут лечь, если они еще голодны и должны искать пищу. Голодные овцы не улягутся.

Характерно, что овцы только тогда отдыхают, когда исключены все страхи, напряженности, раздражение и голод. При этом следует особо заметить, что только пастух способен освободить их от всех этих трудностей. Только от его усилий зависит, будет ли его стадо свободно от всех беспокоящих влияний или нет…

Если мы рассмотрим четыре названных условия и их серьезные воздействия на овец, мы поймем, почему пастух или владелец играют чрезвычайно важную роль в разведении стада. Только он может способствовать тому, чтобы овцы улеглись и отдохнули.

Неспокойное, недовольное, взволнованное и постоянно тревожимое стадо не может расти.

То же самое относится к нам, людям. Не всем известно, что овцы очень пугливы и быстро впадают и панику. Достаточно одного зайца, внезапно выпрыгнувшего из-за куста, чтобы все стадо обратилось в бегство. Если одна испуганная овца в слепом страхе пустится бежать, за ней сразу последуют десятки других, не понимая даже причины этого страха.

Если будет даже малейшее подозрение на то, что могут появиться собаки, степные волки, пумы, медведи или другие враги, овцы будут насторожены, чтобы тут же бежать в безопасное место. У них нет почти никакой возможности самозащиты. Это беспомощные, слабые, пугливые животные, единственное спасение которых заключается в бегстве.

Беременные овцы, убегая от собак или других хищных зверей, теряют своих нерожденных ягнят. Убыток, причиняемый пастуху вследствие такого нападения, может быть ужасающе велик. Однажды утром на рассвете я нашел моих девять овцематок, которые вот-вот должны были окотиться, мертвыми на пастбище – ночью на стадо напала пума.

Для молодого человека, как я, начинающего овцевода и неопытного в отношении таких нападений, это был страшный удар. С тех пор в моей спaльне возле кровати всегда находилось ружье. Рядом лежал фонарь. При малейшем шорохе, извещающем о беспокойстве стада, я звал свою овчарку и с ружьем выбегал в ночь, чтобы защитить своих овец от любой опасности.

забота ПастыряСо временем я установил, что мои овцы только тогда чувствовали себя спокойно и безопасно, когда знали, что я нахожусь с ними на пастбище. Присутствие их господина, их владельца и защитника успокаивало их, как ничто другое, днем это было или ночью.

Страх или осознание защиты?

Одним летом в нашей округе участились случаи кражи овец. Каждую ночь я был со своей собакой на улице. Светили звезды, а мы охраняли стадо, всегда готовые защитить их от нападений воров. Воры каким-то образом узнали, что я постоянно охраняю своих овец. Они сразу решили оставить нас в покое и перенести свои разбойничьи набеги в другие районы.

В жизни христианина также ничто не может заменить то чудесное сознание, что Пастырь находится рядом. Только уверенность в присутствии Иисуса Христа может изгнать боязнь, панику и страх перед неизвестностью.

В нашей жизни все так ненадежно и нестабильно. Каждое мгновение нас откуда-нибудь могут настигнуть беда, горе или несчастье. Мы постоянно находимся в опасности. Никто не может сказать, какие заботы и переживания принесет нам новый день. Таким образом, мы живем или с постоянным чувством страха, обеспокоенности и мрачных предположений, или с сознанием Божьей защиты. Как обстоит дело с нами?

Неизвестное, неожиданное обычно вызывает у нас огромный страх. Под действием этого страха большинство людей не может справиться с изменчивыми ситуациями и разочарованиями жизни. У нас такое ощущение, будто эти враги хотят отнять наш мир. В таких случаях мы зача­стую просто убегаем прочь.

Но, находясь в беде, мы вдруг вспоминаем, что Иисус Христос, добрый Пастырь, всегда с нами. И этого достаточно. Если мы сознаем Его присутствие, тогда все выглядит в другом свете. Неожиданно все кажется не таким уж мрачным и больше не таким ужасающим, как прежде. Направление нашего взгляда изменилось; вдруг появляется надежда. Страх исчез. Спокойствие и мир опять наполняют наше сердце; мы можем расслабиться.

Со мной тоже так бывало в жизни. Надо просто осознавать, что мой Друг, мой Господь, Которому я принадлежу, все держит в Своих руках, каким бы безвыходным ни казалось положение. Это сознание дает мне утешение, мир и покой.

„Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи,един даешь мне жить в безопасности” (Пс. 4,9).

Это особенная задача Духа Святого – передать нашему боязливому сердцу чувство присутствия Иисуса Христа. Он приходит тихо и незаметно и дает нам уверенность, что Иисус Христос очень хорошо знает наше положение и не оставит нас и не покинет. Имея эту уверенность, мы можем быть спокойны и расслабленны.

„Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия” (2 Тим. 1,7).

Необходимым условием рассудительности является спокойный, уравновешенный дух, который не обременен страхом и мрачными представлениями о будущем.

Борьба за “место под солнцем”

Конкуренция

 

Другой повод для беспокойства овец заключается в напряженностях, мелочных ревностях и часто ожесточенной конкуренции внутри стада. Только пастух может воспрепятствовать возникновению таких конфликтов, нарушающих покой овец.

Каждая порода животных имеет определенную иерархию, в зависимости от силы и возраста животных. У кур ее называют „отряд клюющих”, у коров – „отряд рогатых”, а у овец -„отряд бодливых”.

Дерзкая, ловкая, властная старая овцематка обычно выдает себя в стаде за ведущую. Этого положения она добивается посредством того, что ударами головы прогоняет других овцематок с лучших мест кормежки и отдыха. Таким же методом и другие овцы завоевывают себе лидирующее положение в стаде. Они до тех пор бодают слабых и молодых овец, пока их личная позиция не будет признана и укреплена.

В Иез. 34,17-22 дана живая и точная характе­ристика такого происшествия. Это место Писания – удивительный пример того, с какой научной точностью Священное Писание описывает события в природе.

Вас же, овцы Мои, — так говорит Господь Бог, — вот, Я буду судить между овцою и овцою, между бараном и козлом.
Разве мало вам того, что пасетесь на хорошей пажити, а между тем остальное на пажити вашей топчете ногами вашими, пьете чистую воду, а оставшуюся мутите ногами вашими,
так что овцы Мои должны питаться тем, что потоптано ногами вашими, и пить то, что возмущено ногами вашими?
Посему так говорит им Господь Бог: вот, Я Сам буду судить между овцою тучною и овцою тощею.
Так как вы толкаете боком и плечом, и рогами своими бодаете всех слабых, доколе не вытолкаете их вон, —
то Я спасу овец Моих, и они не будут уже расхищаемы, и рассужу между овцою и овцою.” (Иезекииль 34:17-22)

Вследствие этих мелочных ревностей, напряженностей и борьбы за место и самоутверждение в стаде часто появляются трения. Овцы не могут улечься и спокойно отдыхать. Они постоянно должны защищать свои права и отражать наступления нарушителей спокойствия.

Эта длительная борьба и мелочные ревности внутри стада могут причинить большой вред. Овцы становятся легковозбудимыми, недовольными и беспокойными. Они худеют и становятся раздражительными.

Однако одно для меня всегда было интересным. Как только я появлялся в поле зрения овец и они меня замечали, они тут же забывали свои ссоры и переставали бороться. Присутствие пастуха полностью меняло их поведение.

борьба

Для меня это является образной картиной борьбы за власть в человеческом обществе. Постоянно идут состязания: „Мы должны не отставать от Майеров!” Или: „Если Мюллеры могут позволить себе личный бассейн, тогда мы его тоже можем!”

На каждом производственном предприятии, в каждом бюро, в каждой семье, в каждой церкви, в каждой человеческой организации или группе – большой или маленькой – происходит борьба за признание и самоутверждение. Большинство людей хотят быть значимыми. Многие пускают в ход свои локти и пытаются пробиться любой ценой, даже если это будет в ущерб другим.

Как следствие, возникает зависть и огорчение. Гнев и досада влекут за собой злобу, пренебрежение и даже ненависть. Такое настроение создает благоприятную почву для ссор и раздоров. Постоянно надо себя “утверждать” или “защищать свои права”. И все только с той целью, чтобы протолкнуться и стать выше других.

В противоположность этому Псалом 22 показывает нам совсем другую картину. Народ Божий располагается в мирной удовлетворенности.

Меткой христианина, отличающей его от всего другого, должно быть радостное спокойствие и удовлетворенность.

„Великое приобретение – быть благочестивым и довольным” (1 Тим. 6,6).

Павел выражает это так: “…я научился быть довольным тем, что у меня есть” (Фил. 4,11). Под этим, несомненно, подразумевается и наше положение в обществе.

Когда Иисус Христос, „великий Пастырь овец”, был на земле, Он ясно указывал, что первые будут последними и последние первыми. Я уверен, что словом „первыми” Он хотел сказать: те, которые занимают первое место в Моем сердце.

Каждый пастух имеет сильное сочувствие к бедной слабенькой овце, которую задиры постоянно толкают взад и вперед.

Я не один раз сильно колотил сварливую овцематку, когда она издевалась над слабыми. Я считал необходимым наказывать их и тогда, когда они бодали не своих ягнят. Из-за их воинственности они не могли занимать первое место в моем уважении.

Меня впечатляло еще одно наблюдение. Менее воинственные овцы часто были намного довольнее, спокойнее и тише. Следовательно, было значительное преимущество в том, чтобы меньше значить и желать, чем другие.

Однако еще важнее был тот факт, что присутствие пастуха одним взмахом прекращало всякую борьбу за власть. Так обстоит дело и в наших человеческих взаимоотношениях. Как только мы начинаем осознавать, что находимся в присутствии Иисуса Христа, наши мелочные ревности и конкуренция прекращаются. Только смиренный сердцем человек может пройти свой путь в тесном личном общении со Христом. Только в таком общении он может расслабиться и радоваться покою на злачных пастбищах, пропуская мир мимо себя. Если мои глаза устремлены на Господа, я не вижу, что делают другие. Это настоящий мир.

При этом нам необходимо знать, что однажды наше положение будет оценивать Господь. В конце концов только Его суждение будет решающим. Каждая человеческая оценка поверхностна, ненадежна и ни в коем случае не окончательна.

Если мой разум, душа и воля сознают близость Иисуса и Его постоянное присутствие посредством живущего во мне Святого Духа, мне не надо больше бояться моих ближних или их мнения обо мне. Знать, что мой добрый Пастырь расположен ко мне,- вот что имеет для меня намного большее значение, чем преимущественное положение в обществе, особенно в том случае, если бы я добился этого положения только путем горькой борьбы и соперничества с моим ближним.

„Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут” (Мф. 5,7).

“Покой среди бурь”

Насекомые и паразиты представляют для стада такую же опасность, как хищники или конкуренция. Их надо отражать всеми возможными средствами. К этим мучителям я вернусь позже, когда мы будем рассматривать другие стихи этого Псалма. Но важно их хотя бы упомянуть.

Овцы могут – особенно летом – из-за кровососущих насекомых, оводов или клещей дойти до бешенства. Когда их беспокоят эти мучители, им абсолютно невозможно лечь отдохнуть. Вместо этого они встают, топают ногами, мотают головой и охотнее всего бросились бы в кусты, чтобы там освободиться от паразитов.

Пастух только тогда может воспрепятствовать нарушителям покоя мучить его стадо, когда он будет постоянно начеку. Хороший пастух всегда имеет при себе разнообразные средства против насекомых. Прежде всего, он позаботится о том, чтобы обработать овец дезинфицирующим раствором и освободить от блох и клещей. Кроме того, он позаботится о том, чтобы вокруг некоторых пастбищ была проложена защитная зона, состоящая из деревьев и кустарника. Там овцы могут найти убежище от своих мучителей и получить облегчение.

Эти мероприятия требуют дополнительных усилий. Необходимы затраты времени, сил и денег на дорогостоящие химикаты, чтобы помощь была эффективной.

Кроме того, пастух постоянно должен находиться рядом с доверенными ему овцами, чтобы с близкого расстояния наблюдать за их поведением. Если он заметит малейший признак беспокойства из-за мук или клещей, ему надо предпринять меры, чтобы доставить овцам облегчение. Его главное желание – держать свое стадо спокойным, удовлетворенным и мирным.

В нашей христианской жизни также часто бывают трения, вызванные недовольствами, разочарованиями и другими неприятностями. Сегодня мы говорим, что люди и обстоятельства, которые выводят нас из равновесия.

покой

Существует ли средство против этого? Можно ли, несмотря на труднопереносимые обстоятельства, оставаться спокойным? Для всех находящихся под покровительством Иисуса Христа есть один решительный ответ: да!

Через действие Святого Духа. В Библии часто упоминается масло, которое служит символом Святого Духа. Масло приносит выздоровление, успокоение и облегчение в суете повседневной жизни.

Святой Дух открывает моему сознанию присутствие Иисуса Христа. Он дает мне мир, спокойствие, силу и уравновешенность, несмотря на все разочарования и трудности в жизни.

Он приходит мне на помощь, когда я обращаюсь к Нему и приношу Ему свои вопросы и проблемы. Я могу приходить к Нему также с неприятными моментами, с которыми не могу справиться. Часто помощь приходит уже тогда, когда просто громко произнесешь: „О Господи, это превосходит мои силы! Я не моту с этим справиться. Оно меня сбивает с толку. Я не могу успокоиться. Пожалуйста, возьми это на Себя!”

Это Он и делает свойственным Ему чудесным образом. Он Сам и Его присутствие действуют как дающее облегчение, лечащее средство от моей особенной трудности. Сразу же после этого меня наполняет сознание, что Он по-своему разрешит мои проблемы – может быть, совсем иначе, чем я того ожидаю. Это знание дает успокоение. Я могу спокойно заснуть и отдохнуть, потому что Он взял дело в Свои руки.

 Земля обетованная

Земля Обетованная

 

Наконец, овца не должна ложиться голодной. Это естественно заключается в выражении: „Он покоит меня на злачных пажитях”.

Может быть, всеобще известно, что наибольшие овцеводческие области мира преимущественно находятся в почти засушливых районах. Большинство овечьих пород очень хорошо растут в таких местностях. В сухом климате они меньше подвержены таким опасностям, как болезни или вредные насекомые. Однако в таких районах проблематично найти зеленые пастбища.

Возьмем, к примеру, Палестину. Там Давид написал этот Псалом, и на полях Вифлеемских он пас овец своего отца. Там всюду простирается сухая, бурая, выжженная пустошь.

Зеленые пастбища нельзя было найти просто случайно. Надо было прилагать большие усилия и жертвовать много времени. Была необходима умелая обработка земли. Зеленые пастбища возникали только тогда, когда скудная каменистая земля была распахана, густой кустарник и корни деревьев удалены и земля достаточно орошена.

Все это означало для добросовестного пастуха огромные затраты сил, времени труда.

Зеленые пастбищные угодья играют для успешного овцеводства важную роль. В то время, когда растут ягнята и овцематки нуждаются в зеленом сочном корме для обильного выделения молока, ничто другое не может заменить хорошие зеленые пастбища. Уже один вид стада, которое вдоволь может питаться обильным зеленым кормом, а затем лечь на отдых и пережевывать, может полностью удовлетворить пастуха. Только тогда овцы растут и размножаются.

Ключ к успеху в моей животноводческой работе был в том, что мне удавалось возделывать урожайные, сочные пастбищные угодья для моего стада. Две части моего имения составляли выщелоченные, скудные поля, которые были или невозделаны или засеяны неполноценным кормом для скота.

Посредством искусных методов и научной обработки эти поля вскоре превратились в цветущую землю с зеленой по колено травой и разнообразными сортами злаков. При таком корме не было ничего удивительного в том, что ягнта уже через 100 дней после рождения достигали веса почти в 45 килограммов.

Тайна заключалась в том, что овцы, быстро наевшись, могли ложиться, отдыхать и пережевывать.

Голодная, плохо накормленная овца будет постоянно на ногах. Она везде ищет возможности набить рот, чтобы утолить мучительный голод. Такие овцы недовольны, они не растут и не приносят никакой пользы своему владельцу. Они влачат свое жалкое существование без силы и энергии

В Священном Писании нам представлена картина обетованной земли. Несмотря на всевозможные препятствия, Бог вывел израильский народ из Египта, чтобы ввести их в землю, „где течет молоко и мед”. Это выражено не только образно, но и соответствует сельскохозяйственному профессиональному языку.

Там употребляются выражения „молочная река” и „медовая река”. При этом имеется в виду летний и весенний разгар сезона, когда пастбищные угодья наиболее плодородны. О скоте, который наслаждается этим кормом, и о пчелах, опыляющих цветки, говорят, что они производят „реку” из молока и меда. Итак, земля, где „течет молоко и мед”,- это земля с обильными зелеными пастбищами.

Когда Бог пообещал сыном Израилевым такую землю, Он имел в виду для Своего народа богатую жизнь, исполненную счастья и благополучия.

Ветхозаветное описание выхода израильского народа из Египта и их поселение в обетованной земле является для нас, детей Божьих, иллюстрацией того, как мы можем из греховной жизни перейти к жизни победной. Такая жизнь нам обещана. Она для нас готова, потому что Иисус Христос приобрел ее нам.

Он неустанно трудится над тем, чтобы удалить из жизни человека глыбы неверия Он не устает вырывать корни горечи. Он непрестанно действует, чтобы сломить жесткое, гордое сердце человека.

Слово Божие

Потом Он вкладывает семя Своего Божественного Слова, которое, если ему будет дан хоть малейший шанс роста, принесет обильный урожай мира, радости и безопасности. Он орошает его росой и дождем Своего присутствия в Духе Святом. Он охраняет, ухаживает и заботится о всходящей жизни и ожидает дня, когда она позеленеет и принесет плод.

Это все доказывает неустанную прилежность и отдачу сил овцевода, который воодушевлен желанием, чтобы его овцы были довольны и упитаны. Такое же желание и у моего доброго Пастыря: наилучшим образом заботиться о моем благосостоянии. Его забота обо мне превышает мое понимание.

Самое лучшее, что я могу сделать,- это взять то, что Он мне приготовил, и радоваться этому.

Но не многие христиане наслаждаются этой переливающейся через край жизнью. Она ознаменована покоем в Божьем присутствии и доверием Его водительству. Однако вследствие того, что мы по природе такие изменчивые и своенравные, мы вместо этого предпочитаем пастись и сухом земном царстве мира.

Я всегда удивлялся тому, что некоторые мои овцы иногда действительно предпочитали худший корм.

Однако у доброго Пастыря есть зеленые пастбища для всех желающих прийти, напитаться подкрепиться. Каждый в обилии найдет на них радость и мир.

(фрагмент из книги о пастыре В. Филиппа Келлера “Псалом 22 с точки зрения чабана”)

Продолжение следует…

Вся серия: “Глазами пастуха. Псалом 22?
  1. Часть 1. Господь – Пастырь мой. Пастух, как символ заботы. (Пс. 22:1)
  2. Часть 2. Я ни в чем не буду нуждаться. Жизнь с пониманием заботы Господа (Пс. 22:1)
  3. Часть 3. Он покоит меня на злачных пажитях. Покой, который дает Господь. (Пс. 22:2)
  4. Часть 4. И водит меня к водам тихим. Господь помогает найти самые лучшие места. (Пс. 22:2)
  5. Часть 5. Подкрепляет душу мою. Как Господь дает отраду и помощь. (Пс. 22:3)
  6. Часть 6. Направляет меня на стези правды ради имени своего. Бог дает направление. (Пс. 22:3)
  7. Часть 7. Если я пойду и долиною смертной тени. Как Господь помогает в трудностях. (Пс. 22:4)
  8. Часть 8. Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня. Защита и помощь Божья. (Пс.22:4)
  9. Часть 9. Ты приготовил предо мною трапезу ввиду врагов моих. Божье обеспечение когда трудные обстоятельства или на вас ополчились. (Пс. 22:5)
  10. Часть 10. Умастил елеем голову мою. Утешение от Духа Святого. (Пс.22:5)